Тел.:
Тел./Факс:
E-mail:
8 (985) 768-68-23
8 (499)  218-24-79
Наш новый сайт - http://tcpoisk.ru
Главная > Документы > Статьи > Пилотный проект Системы инструментального надзора за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ
Спецпредложения




Информеры - курсы валют

Пилотный проект Системы инструментального надзора за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ

Перцев С.Ф.,д.т.н.- начальник 12 ЦНИИ МО РФ.
Верховцев В.Н., к.т.н. - зам. начальника 12 ЦНИИ МО РФ.
Шевченко Г.Т. к.т.н. - ведущий специалист 12 ЦНИИ МО РФ.
Никифоров Г.Е.к.т.н. - ведущий научный сотрудник 2-го НИЦ ВНИИ ГО ЧС.
Неварко С.М. - научный сотрудник 2-го НИЦ ВНИИ ГОЧС.  

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются возможности системы инструментального надзора за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ, как основной составляющей государственной системы предупреждения, выявления, пресечения ядерного терроризма и ликвидации его последствий.

В 2010 году  подписан договор с 12 центральным исследовательским институтом Министерства обороны Российской Федерации на составную часть работ по разработке системного проекта «Системы инструментального надзора за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ на территории Российской Федерации», шифр «СИН-МО-МЧС»

В соответствии с техническим заданием разработаны предложения по рациональному использованию технических и организационных составляющих существующих и разрабатываемых систем контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ (далее - ЯМ и РВ) в создаваемой системе инструментального надзора за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ на территории Российской Федерации (далее - СИН).

В настоящее время сотрудниками ВНИИ ГОЧС, ЦСИ МЧС России совместно с предпрятиями- участниками кооперации ФЦНВТ ООО «НПП»Доза», ООО «Политехформ-_М проводятся следующие виды работ.:

- сравнительный анализ и обоснование методов обнаружения ЯМ и РВ для задач СИН, анализ процедур реагирования на факты обнаружения ядерных и радиоактивных материалов;

- сравнительный технико-экономический анализ существующих и разрабатываемых стационарных систем радиационного контроля;

- сравнительный технико-экономический анализ существующих и разрабатываемых подвижных и носимых средств радиационного контроля, а также средств обнаружения ЯМ и РВ;

- исследования особенностей технических и организационных составляющих существующих и разрабатываемых систем контроля федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов и общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

- разработка квалификационных требований к программы обучения персонала, задействованного в функционировании СИН.

Система инструментального надзора за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ (далее - СИН) - комплексная система автоматизированного оперативного непрерывного и объективного контроля перемещения ядерных материалов, радиоактивных веществ (ЯМ и РВ) и изделий, содержащих эти материалы.

Предполагается, что СИН будет являться технической подсистемой государственной системы предупреждения, выявления, пресечения ядерного терроризма и ликвидации его последствий.

Исходя из этой цели, основными задачами СИН являются:

- обнаружение несанкционированных перемещений ЯМ и РВ;

- техническое обеспечение контроля и содействие сохранности ЯМ и РВ в процессе санкционированного перемещения;

- техническое обеспечение возможности единого учета санкционированного перемещения ЯМ и РВ на территории Российской Федерации;

- информирование соответствующих федеральных органов исполнительной власти о выявленных фактах несанкционированного перемещения ЯМ и РВ.

Ключевым фактором для выполнения этих функций является распознавание легальных и несанкционированных перевозок ЯМ и РВ, при этом:

- все легальные перевозки ЯМ и РВ должны подлежать разрешительному порядку и четко отслеживаться;

- а любые несанкционированные - оперативно выявляться с идентификацией типа и номера транспортного средства, наиболее вероятного маршрута его движения, оценки изотопного состава и, по возможности, количества ЯМ и РВ в транспортном средстве.

Эта информация должна в режиме реального времени передаваться компетентным органам для принятия мер по реагированию.

Относительно легальных перевозок ядерных материалов и радиоактивных веществ необходимо отметить, что СИН должна их оперативно отслеживать и устанавливать легальность, но не чинить препятствий в осуществлении этих перевозок, в первую очередь - не задерживать их в пути следования и не привлекать к ним внимания, иначе система, наоборот, может облегчить террористам выявление транспортных средств с ядерными материалами и радиоактивными веществами.

Для беспрепятственного следования транспортных средств, осуществляющих легальную перевозку ядерных материалов и радиоактивных веществ, необходимо включить в состав СИН систему опознавания легальных перевозок.

Исходя из этих требований, СИН строится как уведомительная система.

Исходными источниками документальной информации для ее функционирования являются заявки на перемещение ЯМ и РВ от предприятий различных форм собственности, осуществляющих перемещение ЯМ и РВ, направляемые через федеральные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по выдаче разрешений на такое перемещение.

При этом СИН должна строиться по трем уровням (рис.1)

Верхний - центральный орган оперативного управления;

Средний - региональный Центр сбора и обработки информации;

Нижний - стационарные (арочного и стоечного типа) и подвижные автоматические пункты регистрации, технические системы, средства телекоммуникации и связи.

Исходя из назначения и задач, решаемых НСЯО, её общая структурная схема выглядит так, как представлено на рис.2.

Иерархия СИН 

Рис.1 Иерархия СИН

Структурная схема СИН

Рис.2 Структурная схема СИН

В целях маскировки стационарный модуль выполнен в виде арки с дорожными указателями (рис.3) и позволяет:

- фиксировать несанкционированную (незаконную) перевозку ядерных материалов и радиоактивных веществ;

- контролировать разрешенные перевозки ядерных материалов и радиоактивных веществ в режиме так называемого «зеленного коридора»;

- контролировать сохранность контейнеров с ядерными материалами или радиоактивными веществами в транспортных средствах (при необходимости).

Модуль радиационного контроля стоечного типа предназначен для размещения на автомобильных и железных дорогах, по которым транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ не предполагается.

Соответственно, в его составе отсутствуют дополнительные технические средства контроля разрешенных перевозок в режиме «зеленного коридора».

В пункте контроля может устанавливаться от одной стойки до 3-5 в зависимости от условий и задач контроля.

Оборудование автоматических пунктов регистрации СИН для двухполосной автодороги 

Рис.3 Оборудование автоматических пунктов регистрации СИН для двухполосной автодороги

Одним из главных направлений создания СИН является придание ей функций организационно-технического «ядра», построенного на базе новейших отечественных и иностранных технологий и обеспечивающего поэтапное наращивание возможностей СИН по контролю транспорта, грузов и людей, в том числе в интересах выполнения Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утверждённой Правительством Российской Федерации 30 июля 2010г. № 1285-р. Поэтому к настоящему времени пилотный проект СИН расширен до уровня многофункциональной распределенной системы автоматизированного комплексного контроля незаконного перемещения не только ЯМ и РВ, но и других опасных веществ и материалов (рис.4).

Состав технических средств многофункциональной распределенной системы автоматизированного комплексного контроля незаконного перемещения опасных веществ и материалов 

Рис.4 Состав технических средств многофункциональной распределенной системы автоматизированного комплексного контроля незаконного перемещения опасных веществ и материалов.

Таким образом, к настоящему времени профильными НИУ силовых структур (Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФТС), организациями промышленности (Минпром, Минтранс) и предприятиями негосударственных форм собственности создан значительный научно-технический задел в области перспективных разработок для борьбы с терроризмом, что соответствует требованиям Президента Российской Федерации по развитию инновационных технологий.